MrDeSign Опять же речь идет об особенностях психофизического восприятия. Все наши условные и безусловные рефлексы, динамические стереотипы и ассоциативность восприятия заставляют мозг анализировать действительность (то, на что мы смотрим) в определенном порядке. То, что воспринимается легко и быстро, так же легко анализируется и запоминается. То, на чем восприятие "спотыкается", вызывает заторможенность рефлексов, и как следствие - дисгармонию восприятия. Попробую доказать, что я понимаю то, что написал :o) Про рефлексы, думаю, не стоит. Учили в 5 классе. Вспомните про собачек Павлова. И несчастных обезьян в клетках... Что такое динамический стереотип? Это наработанная система условных рефлексов. Когда опытный пользователь работает на компьютере, он не задумывается - какую клавишу нажать, где кликнуть мышом или как открыть файл. Он делает это автоматически. Но это не заложено от рождения. Это выработано практикой. В какой-то мере наши привычки (хорошее слово для определения динамического стереотипа) являются так же набором условных рефлексов. То же и с нашим восприятием. Много читающий человек делает это не задумываясь, порой он забывает про буквы в процессе чтения и видит перед собой не 3-4 строчки в книге, а почти реальную действительность. Что такое ассоциативность восприятия? Это когда мы все время сравниваем один предмет с другим, одни качества с другими, что бы сгенерить какую-то оценку наблюдаемому. Нельзя сказать, что эта баклажанная икра вкуснее другой, если не пробовал другую. Но когда мы видим большой предмет, мы предполагаем, что он тяжелее маленького, даже если маленького не видим. Исходной точкой, определяющей равновесие композиции, является оптический центр. Он находится примерно на одну восьмую выше физического центра, или на расстоянии пяти восьмых от нижнего края композиции. Равновесие - это расположение элементов слева и справа от оптического центра и сверху и снизу. Существует два вида равновесия - формальное и неформальное. ФОРМАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ
НЕФОРМАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ Принцип построения элементов страницы, благодаря которому внимание читателя перемещается по странице в нужной последовательности, называется перемещением. Это достигается целым рядом приемов. В странице могут быть помещены люди или животные, следуя взгляду которых взгляд читателя перемещается на следующий важный элемент объявления. Механические приспособления, такие, как указующий палец, прямоугольник, линия или стрелка (в телевидении - перемещение актеров или камеры, изменение мизансцены) переводит внимание с одного объекта на другой. Комиксы или картинки, расположенные в
определенной последовательности, заставляют начинать
чтение сначала и продолжать его в нужной
последовательности. СоразмерностьВсе элементы композиции страницы должны занимать площадь, соразмерную с их значением в композиции как едином целом. Одинаковость элементов по цвету, размеру или другим качествам вызывает монотонность. Вроде как бразильские сериалы. Посмотрев две серии, можно уверено сказать, что будет в третьей. А смотреть скучно. Но иногда подобный повтор целой композиции используется очень удачно в уличной рекламе, особенно политической. Многократный повтор одного плаката создает определенный эффект воздействия. КонтрастностьЭффективный способ привлечь внимание к одному определенному элементу композиции - использовать контрастный цвет, размер или стиль. Например, использовать негатив (белое на черном), черно-белое объявление в красной рамке или необычный стиль шрифта, контрастирующий с привычным. Максимальную контрастность дает сочетание черного и белого цветов. Оперируя темными и светлыми цветами можно придать композиции определенное настроение.
ПоследовательностьИмеется ввиду стилевая взаимосвязь данной композиции (страницы) со всеми страницами сайта (или журнала). Это достигается применением одного и того же формата, стиля, тональности, постоянного использования единых приемов: логотипа, рисованного персонажа, броского девиза. ЕдинствоЕдинство - это соединение всех элементов в единое целое. Несмотря на то, что композиция состоит из многих разных частей, они должны быть так взаимосвязаны и взаиморасположены, что бы композиция в целом производила гармоничное впечатление. Свой вклад в достижение единства могут сделать равновесие, перемещения, пропорциональность, контраст и цвет. Помимо этих, могут быть использованы и другие приемы.
Четкость и простотаЛюбой элемент, от отсутствия которого композиция не пострадает, должен быть убран. Перегруженность разными стилями шрифта, слишком мелкими буквами, негативами, иллюстрациями или ненужным текстом, усложняет и загромождает композицию. Страница становится трудной для восприятия, и её эффект снижается. Выделение пробелами (паузами)Пробелы - это часть объявления, не занятая другими элементами. Это название сохраняется, даже если эти части закрашены черным или другим цветом. Пробелы играют важную роль в создании образа, ибо пауза в музыке - тоже музыка. СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ ЛИНИЯ ПЯТНО В данном примере большое черное пятно дома держит всю композицию, а светлое пятно неба и часть дерева оттеняют силуэт дома. Стволы и ветви деревьев образуют определенный ритмический строй в сочетании с паузами. При внешней простоте - очень строгая и выверенная композиция. Во втором примере - пропорциональность. Размер пятна по отношению к всему формату может дать ощущение большого пространства, пустоты, одиночества, или наоборот, тесноты и суеты. РИТМ КОНТРАСТ СИЛУЭТ КОМПОЗИЦИЯ НА РИТМЕ ДВИЖЕНИЕ МНОГОПЛАНОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ Какой вид композиции наиболее эффективен?
Понятно, что это зависит от поставленных задач. Но наиболее выгодно смотрятся странички, построенные по
рекламному или плакатному принципу с одним доминирующим изображением, с несколькими маленькими и текстовыми блоками.
Визуальные средства, заложенные в них, задерживают внимание читателя.
Следовательно, содержание иллюстраций должно быть интересным. Назначение визуальных средствМногие читатели воспринимают страницу в таком порядке:
Если один из этих элементов не привлекает внимания - впечатление от всей композиции значительно снижается. Поскольку визуальные средства (фото, шрифты, линейки, цвет) несут такую большую нагрузку, то они должны всегда предлагать читателю что-нибудь интересное. Они всегда должны выполнять, по крайней мере, хотя бы одну из следующих задач:
Напомню, что пока речь идет о композиции вообще. Очень скоро мы рассмотрим применение композиционных приемов в частных формах - веб-сайтах, постерах, рекламных объявлениях и другом... F.A.Q.P.S. Все приведенные выше рассуждения и изображения в полной мере относятся и к дизайну web-страниц. Однако нужно учитывать, что средняя страница не видна в окне браузера вся целиком, поэтому сильно разнесенные по вертикали элементы уже не могут взаимодействовать и уравновешивать друг друга. Высоту окна, в котором пользователь будет рассматривать страницу, заранее предсказать невозможно, но необходимо сделать все от вас зависящее, чтобы баланс композиции не нарушался даже при максимальных размерах окна. Частью инстинктивно, частью сознательно большинство web-дизайнеров решают эту проблему тем, что пользуются горизонтальными отношениями баланса намного активнее, чем вертикальными. На страничке использованы фотографии из
библиотеки Corel GALLERYT 1,000,000. Есть масса других библиотек типа KODAK-Photo CD, KODAK-Photo CD PLUS и
пр. пр. пр. в режиме платного доступа по инету и на CD-Rom. Статья с сайта:http://www.XServer.ru/ Главная |