Главная
 Основные принципы композиции
Автор: Baumgarten Enterprises
Композиция. Часть III

лесное озеро

В этом последнем разделе мы рассмотрим оставшиеся принципы построения композиции - с 11 по 15.

ПЕРЕДАЧА НАСТРОЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЦВЕТА И ПОЛУТОНА

11. Тёмная сцена с большим количеством теней (как, например, тёмная спальня или аллея в полночь)

затемненное изображение

вызывает чувства противоположные яркой сцене (как, например, сцена из варьете или побережье в полдень). Господство ярких или тёмных областей само по себе несёт сильное психологическое значение, независимо от того - происходит ли что-то ещё на сцене.

Так же, как для передачи настроения и значимости элементам на сцене выбирают освещение и монохромность, точно так же надо выбирать цвета.

Вообще, яркие цвета добавляют энергию к составу, в то время как более легкие оттенки передают безмятежный, гармоничный и устойчивый просмотр.

яркая цветовая гамма

Предпочтение к цвету зависит от пола, расы, или изменения возраста. Мы также знаем, что люди предпочитают видеть цвета "на своём месте". Сиренево-красные цвета могут быть популярными - пока они не используются в композиции кухни. Специфический оттенок зеленого может быть привлекательным цветом, пока он не ассоциируется с цветом стен больничной палаты.

Окружающие цвета также очень влияют на цветовое предпочтение. Когда цвет используется около его дополнения, он более предпочтителен, и его оценка повышается, пока дополнительный цвет подчинен и он не ярче и не интенсивнее первоначального цвета. (Вспомните, что дополняющие цвета находятся друг против друга на цветовом диске).

схематическое представление HTML цветов

Также, как люди предпочитают равновесие между массой и тоном в композиции, они также предпочитают цветное равновесие что отражается на диске цветов. В частности, они предпочитают равновесие между успокаивающими и стимулирующими цветами. Балансировать цвет на сцене - значит знать, что требуется большая область прохладных цветов, чтобы сбалансировать меньшую область горячих.

выделение теплых и холодных тонов

Зная, что люди предпочитают видеть это равновесие, очень часто художники преднамеренно искажают этот баланс, чтобы добиться желаемого психологического эффекта. Например, если сцена содержит в основном прохладные, пастельные цвета, такие как светло-зелёный, она произведёт на смотрящего противоположный эффект, чем сцена с сильно насыщенными, горячими цветами, такими как глубоко оранжевый и цвет бургунди.

Наконец, имейте в виду, что наши глаза имеют тенденцию интуитивно начинать просмотр с более тёплых областей картины. Таким образом, равнозначные элементы жёлтых, красных и оранжевых оттенков будут замечены раньше, чем элементы синего, зелёного и фиолетового цветов.

Вы сразу привлечёте интерес к главным элементам, сделав центр внимания картины в тёплых цветах или в светлых полутонах.

ИЗБЕЖАНИЕ СЛИЯНИЯ

12. Двенадцатый принцип композиции касается избежания слияния. Существует три вида слияния: тональное слияние, слияние размеров и слияние границ.

Тональное слияние

 

тональное слияние    тональное разделение цветов

Тональное слияние появляется тогда, когда главные объекты на сцене перекрывают друг друга и теряют свою тождественность. Это может произойти в результате недостатка резкости линзы, объекты тогда

тональное слияние волос и фона

имеют подобные уровни цвета или полутонов, или в результате плохого освещения. Обратите внимание - насколько проще различить бабочку на фотографии справа.

Слева мы видим классический пример тёмных волос на тёмном фоне. Как мы увидим в следующем учебном разделе по освещению, освещение сзади, или фоновый свет, должен был отделить волосы девочки от заднего фона. Всякий раз, когда отдельные элементы на сцене сливаются таким образом, вы получите тональное слияние.

Слияние размеров

слияние двух объектов

Следующий вид слияния - размерное. Мы отметили, что глаз рассматривает картину выборочно в трёх измерениях. Закрывая один глаз, художник часто может получить лучшее представление о том, как будет выглядеть сцена, когда третье измерение будет удалено.

В лучшем случае размерное слияние может заставить важные элементы слиться друг с другом и потерять свою значимость, в худшем - заставит выглядеть их смехотворно, вроде того, как осветительная арматура "растёт" из головы человека (в данном случае - автора :).

Хоть подбор фокуса и применение освещения заднего вида могут решить эту проблему, лучшее решение состоит в том, чтобы переделать кадр путём изменения угла просмотра камеры, или перестановки элементов сцены. (Просто сделать пару шагов влево или вправо, и проблема решена).

Слияние границ

Последний тип слияния - слияние границ, происходит, когда объект обрезан краем ограничивающей рамки в неподходящем месте. Частичный вид машины, показывающий её всю, кроме задних колёс, вероятнее всего вызовет непонятное чувство, что задняя часть висит в воздухе без какой-либо видимой поддержки.

Кадр человека, снятого по колени будет выглядеть неуклюжим. Подрезание ступней или рук даст тот же эффект. Кадр женщины в платье без бретелек, подрезанный выше начала платья, создаст иллюзию, что она обнажена до пояса.

Уменьшение или ослабление кадра в обоих случаях решает эту проблему.

КОНТРОЛЬ НАД КОЛИЧЕСТВОМ ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ

13. Тринадцатый принцип построения эффективной композиции касается контроля над количеством основных объектов на сцене. Вообще говоря, нечётное количество главных объектов на сцене обеспечивает более сильный состав композиции чем чётное.

Обратите внимание, что два объекта смотрятся так, как будто они разделяют композицию, в то время как третий добавленный объект улучшает общий вид. Но если добавить ещё четвёртый объект, композиция опять кажется разделённой.

построение эффективной композиции    построение эффективной композиции    построение эффективной композиции
СЛОЖНЫЙ БАЛАНС И ПОРЯДОК

14. Четырнадцатый принцип - сложный баланс и порядок. Этот аспект статической композиции можно охарактеризовать так: сложность без порядка порождает замешательство, а порядок без сложности порождает скуку.

Создавая обычный кадр банана на сером фоне скорее всего дело закончится тем, что вы добьётесь унылого визуального эффекта. Добавьте несколько яблок, немного винограда и какой-нибудь шарообразный фрукт, и вы получите более привлекательное изображение (с выделяющимся от более тёмных цветов бананом).

Но начните размещать в этом кадре 50 случайно разбросанных бананов, и вы закончите визуальной путаницей. Попробуйте, и вы поймёте, что композиция гораздо интереснее, когда в ней существует баланс между сложностью и порядком.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ НАСТРОЕНИЯ

движение вверх

15. Последнее руководство касается использования движения, для достижения желаемого эффекта. Важным является то - куда и откуда происходит движение на сцене. Если движение происходит от тёмных областей к более светлым, это может символизировать некое освобождение или эмоциональный подъём.

Восходящее движение - например, даже если один человек встаёт со стула - захватывает внимание, потому как это предполагает некий прогресс, продвижение. Нисходящее движение зачастую несёт противоположную эмоциональную окраску (например, когда человек садится в кресло).

Действие, которое направлено в сторону камеры, имеет большую силу, чем действие, которое направлено от камеры. Перемещаться может либо сам объект непосредственно, либо происходит наезд камеры, или же меняется масштаб изображения.

Зачастую, в телевизионных выступлениях оператор камеры делает наезд на говорящего, чтобы придать важности некоторым моментам его речи. Вообще говоря, гораздо лучше (психологически) сделать камерой наезд на выступающего, чтоб акцентировать важный момент, а затем вернуть крупный план (например изменив масштаб), чем постоянно держать крупный план.

Движение слева-направо

Движение слева-направо привлекает больше внимания, чем движение справа-налево.

движение справа-налево

Но более всего привлекает внимание диагональное движение, особенно если оно происходит с нижнего левого угла картины в верхний правый угол. В связи с этой концепцией, часто используют кадры наклонной камеры (угол наклона камеры относительно горизонта отличается от нуля), особенно с малым углом, для передачи чувства энергии или власти.

Пример этого принципа можно увидеть во II-й части примеров к урокам по композиции.

 

Источник: cybercollege.com

Автор: Baumgarten Enterprises

Сайт создан в системе uCoz